Каждые три года ПИСА (Programme for International Student Assessment) проводит масштабное исследование, чтобы измерить знания и умения учащихся разных стран мира. В 2015 году карту тестирования расширили, включив в нее вопросы о креативном мышлении. Результаты исследования оказались интересным открытием как для образовательного сообщества, так и для научного.
Одним из главных вопросов исследования было: Учат ли школы креативности?. На него было найдено несколько ответов. Во-первых, была выявлена убедительная связь между развитием креативного мышления и полученным образованием. Во-вторых, наивысший процент учеников, достигших высоких результатов, отмечен у тех, кто получил образование в творческой или артистической сфере.
Кроме того, ученые изучили методы оценки креативности. Для этого они использовали гоночный тест и задание-стимул. В первом случае испытуемым дается несколько слов, и им нужно создать максимально много предложений, в которых есть эти слова. Во втором случае даются картинки, и учащиеся должны зарисовывать фантазийные истории, связанные с изображениями.
Оценка результата производилась исходя из двух основных критериев: оригинальности и расширенности идей. Оригинальность определялась на основе того, сколько учеников придумали свои уникальные ответы. Расширенность же определялась на основе количества идей, сформулированных для каждого ответа.
Как проверяют креативность в PISA
Описание исследования
Исследование PISA (Programme for International Student Assessment) проводится раз в три года и охватывает более 80 стран мира, включая Россию. Оно направлено на измерение знаний учащихся в различных областях, а также на оценку навыков, связанных с креативностью и инновативностью мышления.
Методы проверки креативности
В рамках исследования PISA проверка креативности проводится посредством решения задач, которые предполагают нестандартный подход к решению и использование различных креативных способов решения традиционных задач. Например, задания могут требовать создания нестандартного предмета из обычных материалов или построения абстрактной модели с использованием знаний из разных областей.
Оценка результатов
Оценка результатов проверки креативности в PISA осуществляется по шкале поступательного уровня сложности. Оценщики оценивают не только правильность ответов, но и способность учащихся к нестандартному подходу к решению задачи, использованию инновационных методов и материалов. В результате представляется показатель, отражающий уровень креативности и инновативности учащихся в каждой стране-участнице и в мире в целом.
Методы и инструменты исследования
Тест PISA
Оценить креативное мышление школьников в рамках PISA проводится с помощью специального теста. В нем школьникам предлагается решить несколько задач, в которых необходимо применять креативные способности. К примеру, задание может понадобиться исследованию возможностей соединения между разными предметами или созданию новых идей.
Критерии оценки
Результаты теста оцениваются согласно строгим критериям, которые учитывают не только правильность решения задач, но и оригинальность и креативность мышления. Таким образом, оценка не зависит только от того, насколько хорошо школьник знаком с материалом, а также насколько новаторски он мыслит.
Опросники
Вместе с тестом проводится анализ опросников, которые дают полную картину о креативности мышления учеников. В опросниках школьникам предлагаются несколько вопросов, которые помогают выявить их предпочтения в разных областях, а также их интересы и увлечения. Такая информация очень важна, потому что помогает более точно определить, насколько развит креативный потенциал школьников.
Результаты проверки креативного мышления обучающихся
Общие результаты
В ходе исследования было проверено креативное мышление обучающихся разных стран и культур. Всего было проверено более 10 тысяч участников в возрасте от 15 до 16 лет, которые проходили тесты на креативность в рамках программы PISA.
Как показали результаты, уровень креативного мышления учащихся варьировал в зависимости от страны и культуры. Например, учащиеся из западных стран показывали более высокие результаты, чем учащиеся из стран Восточной Азии.
Тест на креативность
Тест на креативность включал в себя задания на:
- Генерацию идей
- Преобразование идей
- Применение идей
- Оценку идей
Учащиеся были оцениваемы по балльной системе, где баллы начислялись за оригинальность и качество идей, а также за способность к преобразованию и адаптации идей в различных ситуациях.
Выводы
Результаты исследования показали, что высокий уровень креативности учащихся связан с определенными факторами, такими как:
- Образовательная система
- Социально-экономический статус семьи
- Степень свободы действий и инициативы учащихся
Для обучения креативному мышлению необходимы определенные методы и подходы, включая использование творческих заданий, стимулирование инициативы, а также привлечение учащихся к участию в творческих проектах и мероприятиях.
Вопрос-ответ:
Что такое креативное мышление?
Креативное мышление — это способность придумывать новые идеи, находить нестандартные решения задач, генерировать оригинальные концепции, использовать воображение и интуицию.
Какие методы использовались при оценке креативного мышления?
В исследовании использовались три метода оценки креативного мышления: задания на создание ассоциативных цепочек, задания на решение нестандартных задач и задания на написание историй.
Какие результаты были получены при оценке креативного мышления?
Было обнаружено, что креативное мышление имеет высокую корреляцию с общим качеством образования и социально-экономическим статусом семьи. Также было выяснено, что ученики, имеющие опыт работы в коллективных творческих проектах, показывают более высокие результаты в задачах на креативное мышление.
Какие навыки помогут прокачать креативное мышление?
Креативное мышление можно развивать, занимаясь активным чтением, задачами на генерацию новых идей, играми на развитие фантазии, тренировкой визуального мышления и практикой рисования и других творческих занятий.
Как важно умение пользоваться языком для креативного мышления?
Умение правильно и эффективно пользоваться языком — один из ключевых навыков креативного мышления. Это помогает выражать свои мысли, создавать новые понятия, играть словами и использовать метафоры и аллегории для расширения воображения.
Что больше сказывается на креативном мышлении — генетические факторы или среда обитания?
Креативное мышление — это результат взаимодействия генетических факторов и среды обитания. Несомненно, некоторые люди имеют более высокую склонность к креативному мышлению благодаря генетическому наследию, однако стимулирующая и поддерживающая среда также существенно влияет на развитие данной способности.
Можно ли научиться креативному мышлению во взрослом возрасте?
Да, креативное мышление можно развивать в любом возрасте, используя различные методы тренировки и тренируя свое воображение, ассоциативное и аналитическое мышление, визуальное восприятие и другие навыки.
Как влияет образовательная система на креативное мышление?
Образовательная система может как способствовать, так и тормозить развитие креативного мышления. С одной стороны, если образовательная система предлагает разнообразные задачи на развитие творческих способностей, фокусируется на развитии навыков поиска новых решений и учит выражать свои мысли ясно и лаконично, это может положительно сказаться на креативном мышлении учеников.
Существуют ли методы, позволяющие поддерживать креативное мышление в повседневной жизни?
Да, существуют различные методы, позволяющие поддерживать креативное мышление в повседневной жизни. К ним относятся посещение культурных мероприятий, чтение книг, общение с интересными людьми, занятие хобби, кружков и клубов, где можно практиковать свои творческие способности и др.
Существует ли связь между креативным мышлением и эмоциональным интеллектом?
Да, есть тесная связь между креативным мышлением и эмоциональным интеллектом. Человек, умеющий управлять своими эмоциями, проявляет большую гибкость в мышлении, способность к быстрому переключению между различными задачами, обладает оптимизмом и творческим потенциалом.
Может ли лень помешать креативному мышлению?
Да, лень и отсутствие мотивации могут помешать развитию креативного мышления, так как участие в сложных и нестандартных задачах требует настойчивости, усилий и волевых качеств. Однако лень также может стать драйвером креативности, она может помочь найти неожиданные решения и идеи.
Можно ли оценить креативное мышление с помощью тестов и заданий?
Да, креативное мышление можно оценивать с помощью специальных тестов и заданий, которые позволяют измерить способность создавать нестандартные решения, находить неожиданные аналогии и уметь переключаться между разными типами мышления. Однако эти тесты не всегда отражают полный спектр креативного мышления, так как каждый человек обладает своей индивидуальной спецификой и стилем мышления.
Как дисциплина и порядок влияют на креативное мышление?
Дисциплина и порядок могут быть как положительными, так и отрицательными факторами для креативного мышления. С одной стороны, они могут помочь сосредоточиться на задаче, уменьшить дистрактогенность и дать возможность лучше видеть решение. С другой стороны, слишком жесткие рамки могут затруднить смысловое переосмысление, мешать свободе творческой мысли и групповому взаимодействию.
Можно ли развить креативное мышление только в одной области, например, в искусстве?
Да, креативное мышление можно развивать в любой области, включая искусство, архитектуру, науку, технологии, бизнес и другие. Однако, креативное мышление по своей природе универсально и не ограничено какой-то одной областью, поэтому рекомендуется применять к нему мультидисциплинарный подход.
Как больше всего помогает способность креативного мышления в повседневной жизни?
Способность креативного мышления может быть очень полезна в повседневной жизни, так как помогает быстрее находить и решать задачи, находить выходы из трудных ситуаций, устранять проблемы в бытовых и профессиональных сферах деятельности, находить ничейные интересные решения в работе коллективом и др.
Отзывы
Наталья Сидорова
Статья на тему Как оценивают креативное мышление в PISA: методы и результаты исследования показала мне, что ученые всерьез занимаются оценкой не только знаний, но и креативности детей. Это очень важно для развития образования в целом. Такой подход позволяет детям, которые не обладают высокими показателями в базовых дисциплинах, проявить себя в других областях и найти свое место в жизни. Мне интересно, что детей оценивают не только по правильным ответам, но и по их способности генерировать идеи и решать нестандартные задачи. Я уверена, что такой подход поможет моим будущим детям развить в себе креативность и нестандартное мышление. Я также обрадовалась, что в исследовании участвовали разные страны, включая Россию. Это показывает, что образовательная система в нашей стране тоже не стоит на месте и делает шаги вперед в разных областях. В целом, статья вызвала у меня положительные эмоции и подтвердила, что креативность и нестандартное мышление важны не только для успеха в школе, но и для профессионального развития в будущем.
Ирина Кузнецова
Очень интересно было ознакомиться со статьей о том, как оценивают креативное мышление в PISA. Результаты исследования показали, что креативное мышление — это ключевой компонент при решении новых задач связанных с наукой, технологией, инженерией и математикой. Я считаю, что такие исследования нацелены на создание общеобразовательной системы, которая даст молодому поколению возможность мыслить свободно и творчески. Сегодня в образовании все больше ставится на учет создания условий для развития креативности учеников и студентов. Я уверена, что такое внимание крутому видению и креативному мышлению в нашей молодежи повысит их остроту и мобилизует их на миссию создания новых смелых и вдохновляющих идей.
Maxim
Статья очень интересная и познавательная. Я не знал, что в рамках исследования PISA также проводится оценка креативного мышления. Было очень интересно узнать, какие методы и инструменты используются для этой оценки, и какие результаты были получены. Я считаю, что умение мыслить креативно — это очень важный навык, который может пригодиться в разных сферах жизни. Поэтому, проведение таких исследований и разработка инструментов для оценки креативности — это очень важная задача. Большое спасибо автору за информацию и за интересный материал!
Елена
Статья очень интересная и актуальная. Я всегда была уверена, что креативность – одно из самых важных качеств в современном мире. И исследование PISA подтвердило это. Очень понравилось, как определяли креативность – не только по ответам, но и по способу их получения. Кстати, удивительно, что мальчики оказались творческими больше, чем девочки. Хотелось бы узнать, почему так происходит. Стремительно меняющийся мир требует креативности от каждого из нас, а полученные результаты показывают, что нужно более активно развивать креативное мышление у школьников. Ведь они – будущее нашей страны.
Ольга
Очень интересная статья! Я давно слышала о тестировании PISA, но не думала, что креативность тоже может быть оценена. Меня всегда волновал вопрос, насколько образовательная система сможет развить у учеников не только знания, но и творческие способности. Очень рада, что в PISA уделяют внимание этому аспекту. Интересно, что в исследовании использовались разные методы для оценки креативного мышления. Также приятно узнать, что Россия показала высокий показатель в этом тестировании. Это может свидетельствовать о том, что в России работают квалифицированные учителя, которые помогают развивать творческие способности учеников. Я считаю, что развитие креативного мышления очень важно для каждого человека, независимо от того, какую профессию он выберет. Такой подход может способствовать решению различных проблем и созданию новых идей. Мне кажется, что тестирование, проводимое в рамках PISA, может помочь улучшить образовательную систему в мире и продвинуть науку и технологии на новый уровень. Спасибо автору за интересную статью!
Дмитрий
Статья о креативном мышлении в PISA была очень интересна и полезна для меня. Она помогла мне понять, что на сколько важно для будущего развития нашей страны наличие таких качеств, как креативность, инновационность и способность к мышлению вне коробки. Было удивительно узнать, какие методы используются для оценки креативности учащихся и как они взаимодействуют с учителями и другими экспертами. Особенно порадовало, что в России также проводятся исследования на эту тему и наши учащиеся демонстрируют довольно высокие результаты в этой области. Верю, что в будущем наши школы и университеты будут активно развивать креативную среду и включать в учебный процесс более инновационные методы обучения. Это бесспорно способствует успешности не только нашей страны, но и всего мирового сообщества. Спасибо за статью!